Плакали ваши денежки: МОК пытается «отжать» $8 млн у российских олимпийцев
«Демократичный», «цветущий сад», «благословенный» коллективный Запад, как всегда, в своем репертуаре. В материале о допуске УЕФА сборных России до17 лет до международных турниров, «СП» выражал вполне обоснованные «смутные сомнения» в том, что в итоге это решение реально воплотят в жизнь.
И не ошиблись. 10 октября, на очередном заседании УЕФА отменил своё же решение о допуске. В УЕФА заявили, что «не нашли технического решения, позволяющего российским командам играть.
Если начистоту, — это стало удивительным? Конечно, нет. Иезуитство у них в ходу со средних веков и является определяющей линией поведения. Однако о футболе и поведении чиновников от РФС расскажем и порассуждаем в другой раз. Иные события оказались более важными и показательными.
Начало октября в нашем спортивном информационном поле ознаменовалось резкими высказываниями и решениями Олимпийского комитета России (ОКР). Более того, они подали пример той же РФС, как надо себя вести. По сути — ОКР пошёл на открытый конфликт с МОК. Прямо скажем — наконец-то.
Площадкой для заявлений был выбран Форум олимпийских советов с представительством всех регионов страны, который проходил в Уфе.
Первой ласточкой стало то, что ОКР официально включил в свой состав олимпийские советы новых территорий России: Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей.
Глава организации Национального олимпийского комитета Украины Виктор Гутцайт практически тут же направил письмо главе МОК Томасу Баху с требованием наказать Олимпийский комитет России. Но наша сторона дала понять, что никакого наказания уже не боится.
Следующим шагом стал отказ нашего Олимпийского комитета от участия в Генеральной ассамблее Европейских олимпийских комитетов. Решение объяснили тем, что ЕОК безосновательно лишил ОКР возможности принять участие в аналогичном мероприятии в июне 2022 года. Причём заявление содержит довольно резкие формулировки, например, о «фарсе, исполненном главой ЕОК».
«Вопрос о прекращении дискриминации российских спортсменов в повестке собрания нынешней Генассамблеи не значится», — ещё и поэтому Олимпийский комитет России не видит смысла в своём присутствии на мероприятии.
Дальше Россия решила напомнить международной организации о финансовых обязательствах. Так, Олимпийский комитет России решил потребовать с МОК более $8 млн и обратиться за справедливостью в швейцарский суд.
«МОК нам должен деньги, он не перечислил нашу долю по маркетинговой программе „Топ-10“ — $3,71 млн мы не получили 31 декабря 2022 года. И в этом году у нас был платёж больше $5 млн. Общая задолженность у них порядка $8 млн с лишним. Мы сейчас подали иск в швейцарский суд по поводу обеспечения реализации данного договора», — сообщил ТАСС генеральный директор Олимпийского комитета России Владимир Сенглеев.
Ну и чтобы МОК стало совсем обидно, в ОКР поиронизировали на тему печальных санитарных условий в Париже, где пройдут Игры-2024. Местные жители отмечают нашествие постельных клопов. А издание Charlie Hebdo называет насекомых единственной надеждой Франции на медали.
«Местных клопов вряд ли получится убедить подписать отказ от укусов спортсменов и официальных лиц и отстранить их от неофициального состязания с клопами других стран. При этом остаётся вопрос — а нужно ли нам при нынешних условиях кормить парижских клопов…» — написала пресс-служба Олимпийского комитета России в своём телеграм-канале
Не сказать, что ОКР за последние полтора года как-то подобострастно относился к МОК, но в заявлениях наших спортивных чиновников преобладали миролюбивая риторика и стремление нивелировать разногласия. В отличие, например, от федераций фехтования и бокса. В последнее время и хоккеисты стали голос подавать.
Но вот нынешней осенью Олимпийский комитет России явно решил сыграть на обострение. Этому могут быть две причины. Первая. У Позднякова (главы ОКР) и его коллег банально лопнуло терпение, и договариваться из позиции «снизу» они больше не намерены.
Вторая причина — наша большая игра «в верхах». Которая тоже в последнее время, наконец-то в чем-то стала носить активный и по-хорошему агрессивный характер. Хотя ещё усиливать и усиливать. Тем более, как не раз писала «СП», терять нам особо и нечего.
Ответа МОК долго ждать не пришлось. Через несколько дней они отстранили Олимпийский комитет России. Причина отстранения — приём в состав олимпийских комитетов новых территорий. Отстранили, правда, временно, «для прояснения ситуации». Как всегда. Набор штампов и формулировок не меняется. Даже скучно уже.
В ОКР на сообщение об отстранении ответили жёстко:
«Сегодня МОК принял очередное контрпродуктивное решение с очевидной политической подоплёкой. Закрепив таким образом де-юре то, что было сделано де-факто ещё в феврале 2022 года. На российских спортсменов, подавляющее большинство из которых по-прежнему безосновательно отлучено от международных выступлений, данный шаг никак не влияет, статус нейтрализации остаётся без изменений. ОКР как участник международного спортивного движения оставляет за собой право защиты собственных интересов, а также интересов спортсменов и организаций суверенной страны, которых мы добросовестно представляем».
Итак, без эмоций, разберемся, что конкретно значит для российского спорта, это самое «отстранение»?
С точки зрения поездки наших спортсменов на Олимпиаду не меняется ровным счётом ничего. МОК на протяжении всего года рассматривает условия поездки россиян на Игры в отрыве от национального олимпийского комитета. Атлеты будут проходить индивидуальную процедуру допуска, в ходе которой, видимо, будут подтверждать, что формально никак не связаны с государством. И ОКР, как раньше, был в стороне, так и сейчас.
Второе. Что касается самого Олимпийского комитета России, тут всё несколько интереснее. С фактический точки зрения изменилось немногое, но есть важный нюанс. Во-первых, МОК наконец-то формализовал санкции в отношении ОКР. До этого ведь были некие рекомендации — странный прецедент в истории спортивного права. А сейчас — отстранение на основе Олимпийской хартии, которое можно оспаривать в том же Спортивном арбитражном суде (CAS).
Ещё нельзя не обратить внимание на то, что МОК открыто признал, что принял политическое решение. Когда в состав России вошёл Крым, ОКР никто не отстранял, а в 2023-м — держите ваше наказание. В связи с этим есть вопрос: а теперь именно МОК признаёт государства в тех или иных границах? Или же на Томаса Баха кто-то оказывает давление сверху и даёт ему готовые решения?
Господин Бах, если вас держат в заложниках, вы как-то подмигните…
ОКР всё делает правильно. Понимая, что договориться с международными силами не получится, комитет пошёл на принципиальное решение внутренних задач, а не стал играть роль Буриданова осла.
Многие сетуют, мол, ОКР не хватило мудрости и выдержки, как Российскому футбольному союзу, не торопящемуся принимать под своё крыло команды из Крыма и новых территорий, зато поддерживающему контакты с ФИФА и УЕФА.
А что дают нашему футболу эти контакты?
История со стыдливой отменой разрешения выступать на европейской арене российским юношам всё расставила по своим местам.
Что ж, если надо — контактируйте дальше. ОКР пошёл по другому пути.