МОК и ВАДА в гневе: Альтернативную Олимпиаду придумали враги, ищите «агентов Путина»
Летом прошлого года «СП» опубликовала материал, который на тот момент казался как сенсационным и скандальным, так и в какой-то мере фантастическим. Рассказывалось о том, что австралийский бизнесмен Аарон Д’Суза представил проект Альтернативной Олимпиады, где не будет никакого допинг-контроля! Миллионер из Мельбурна запустил движение Enhanced Games (как раз Альтернативные игры). Ему надоело смотреть, как развитию спорта мешает бюрократия ВАДА, поэтому он призывает спортсменов приезжать на его соревнования, полностью свободные от любого допинг-контроля.
«Если у человека есть возможность сделать себя сильнее, почему он должен себя в этом ограничивать?» — недоумевает Аарон. Вполне логично. По его мнению, существующая система контроля за допингом давно дискредитировала себя. Олимпиада погрязла в коррупции, в то время как, несмотря на жесткий контроль, читеры (атлеты, играющие не по правилам) все равно находят лазейки. Так не проще ли отказаться от контроля за допингом в принципе?
По большому счету, Аарон выступает против лицемерия в спорте. Ведь всем известно, что ВАДА, где хочет — «закроет» или даст «терапевтические исключения», а где не хочет — накажет по полной.
Так вот, этот проект оказался не таким уже и фантастическим. В настоящий момент Enhanced Games получил финансовую поддержку и обретает контуры. Проект «Допинговой Олимпиады», появившийся летом прошлого года, сделал важный шаг к тому, чтобы стать реальностью. Пул инвесторов во главе с тремя мультимиллиардерами — сооснователем компании PayPal Питером Тилем, венчурным бизнесменом и пионером биотехнологий Кристианом Ангермайером, а также криптокапиталистом Баладжи Сринивасаном — объявил о готовности финансировать скандальное начинание, которое вызывает бурную негативную реакцию в мире классического спорта.
Видимо, скоро глава МОК немец Бах объявит Аарона Д’Суза и его компаньонов «агентами Путина», и увидит за всем этим «руку Кремля».
Тем не менее, если подобные соревнования все же состоятся, перед многими странами, в том числе перед Россией, встанет вопрос — отправлять ли на них своих атлетов, рискуя, понятное дело, получить проблемы с ВАДА, да и в целом с МОК? То есть, послать обе прогнившие структуры куда подальше? А заодно и официальные Олимпийские игры, давно ставшие инструментом геополитики? По крайне мере до тех пор, пока и в МОК, и в ВАДА не сменится продажная верхушка и не поменяется бизнес-проект «Олимпиада»?
Так и хочется ввернуть фразу «давно пора». Но вековые мышления — стереотипы простых людей, спортсменов, не говоря уж о чиновниках изменить очень непросто.
В публикациях западных СМИ о важном шаге в реализации проекта Enhanced Games указывается, что эти Игры позиционируют себя как Олимпиада будущего и переосмысление идей Пьера де Кубертена, которые зашли в тупик в результате полувековой бессмысленной борьбы с допингом.
Главной фишкой соревнований, которые хочет организовать Д’Суза, является отсутствие проверок на препараты, улучшающие спортивные результаты. Это будет сделало ради того, чтобы «поощрить проникновение в спорт научных достижений» и «отказаться от бремени устаревших антинаучных представлений, которые демотивируют продвинутых спортсменов». При этом Ангермайер пообещал, что результаты «Допинговых игр» «привлекут к себе огромный интерес и поразят воображение публики».
В ответ на яростную критику оппонентов, которые считают, что эксперименты с отменой допинг-контроля угрожают жизни и здоровью участников соревнований, организаторы Enhanced Games обещают, что эти старты станут «самым безопасным международным спортивным мероприятием в истории».
Для этого планируется организовать беспрецедентный медицинский контроль состояния здоровья спортсменов и мониторинг любых рисков. Авторы идеи подчеркивают, что использование допинга является «личным выбором взрослых людей», которым нельзя запрещать «раздвигать пределы возможностей человека ради установления новых мировых рекордов». «В эпоху ускоряющихся технологических и научных перемен миру необходимо спортивное мероприятие, нацеленное на будущее в сфере достижений медицинской науки», — сказал Д’Суза.
Время проведения первых Enhanced Games пока не обозначено, но ранее в качестве возможной даты говорилось о декабре 2024 года. Поскольку проект в первую очередь направлен на личный прогресс атлетов, на Играх решено отказаться от командных видов спорта. Пока что объявлены пять дисциплин — плавание, гимнастика, тяжелая атлетика, легкая атлетика и единоборства. Интерес к предстоящим стартам, по словам организаторов, проявили уже более 900 спортсменов.
Д’Суза уверяет, что среди них есть звезды с мировым именем. Однако присутствуют большие сомнения, что речь о действующих спортсменах, поскольку ВАДА гарантированно будет жестко противодействовать проекту и забанит всех, кто примет в нем участие.
Несмотря на пять десятилетий борьбы с запрещенкой, огромные инвестиции в допинг-контроль и тысячи сломанных судеб спортсменов, тайное применение стимуляторов остается массовым. Есть исследования, согласно котором допинг употребляют от 15 до 18 процентов атлетов, а положительным оказываются не более одного процента проверенных проб. Хотя давайте скажем прямо — атлетов таких гораздо больше. Достаточно вспомнить избранных норвежских «астаматиков» — лыжников и биатлонистов, и прочим «терапевтиков».
Д’Суза пытается сыграть на негативных настроениях в отношении ВАДА и прекратить лицемерить, отказавшись от бесполезных репрессивных мер в отношении допингеров. Препараты, улучшающие результаты, предлагается легализовать и разумно использовать под строгим контролем незашоренных медиков. Повторимся, что изначально эта идея воспринималась скорее как эпатаж. Однако, возможно, скандальное предложение все же дойдет до своей реализации.
Безусловно, противодействие проекту точно будет очень яростным. Ведь современный допинг-контроль — это огромный бизнес, в который вовлечены ВАДА и национальные агентства, организация по тестированию ITA, десятки лабораторий, структуры по сбору проб, производители оборудования для контроля, дисциплинарные комиссии и так далее.
Проект Enhanced Games как бы демонстрирует их ненужность, и понятно, что «профессиональные борцы за чистый спорт» просто так не сдадутся. Это же власть, деньги и так далее, и в нем заинтересованы тысячи людей.
Посмотрите, каждый год из «запрещеннок» убираются одни препараты и добавляются другие. Причем это не какой-то допинг в прямом смысле слова и не наркотики. Это сговор крупного бизнеса в лице фармкомпаний ВОЗ и прочих организаций, которые решают свои вопросы.
Генеральный директор Антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгарт уже заявил, что идея Enhanced Games является «незаконным фарсом» и «опасным шоу клоунов». А беглый российский ученый Григорий Родченков (так назвали мужчину, который делал заявление — «СП») отметил, что этот проект «опасен для здоровья спортсменов, основан на призывах к нарушению законов и губителен для будущего спорта».
Спортивный допинг сейчас действительно запрещен во многих странах. Склонение к его приему, распространение и транспортировка — это уголовные преступления. Согласно американскому закону, названному в честь Родченкова, такого рода деятельность может быть признана незаконной, даже если осуществляется за пределами США.
То есть Д’Суза и все участники Enhanced Games могут быть признаны уголовниками, едва проект перейдет от разговоров к реальному воплощению. По американским меркам. А значит пока и в целом. Как долго — вопрос.
Конечно, организаторов «Допинговых игр» ждут серьезные юридические проблемы, в том числе при поиске места для проведения соревнований. Например, как вопрошают традиционалисты, непонятно, что станут делать Д’Суза и Ко, если на «альтернативную Олимпиаду» все-таки явится допинг-контроль с намерением проверить участников «протестных соревнований» и затем дисквалифицировать их в классическом спорте? Тут вариантов много.
Один из них — просто эту комиссию не пускать. Олимпиаду ведь проводят на частные средства, и МОК с ВАДА не участвуют. Почему вообще туда должны приезжать от них контролёры?
Изначально идея Enhanced Games связана с исследованием возможностей человеческого организма без искусственных ограничений на использование препаратов. Но главное здесь даже не допинговая тематика, а попытка противостоять нынешней системе олимпийского движения, которая находится в кризисе — и не только из-за тупиковой ситуации с борьбой за «чистый спорт», но и из-за политических моментов.
Напомним, что Россия, столкнувшаяся с поддержкой в МОК западных санкций против нашей страны, в 2024 году проводит целую серию альтернативных соревнований — Игры будущего, Игры БРИКС и Всемирные игры дружбы. Характерно, что против них резко выступает не только МОК, но и ВАДА.
У нас в стране официально подчеркивается, что эти коммерческие старты просто дополняют спортивный календарь, однако олимпийские чиновники воспринимают их как угрозу своему влиянию и своей монополии…
Продвижение проекта Enhanced Games ставит перед Россией серьезный вопрос о том, как относиться к этим «Допинговым играм».
С одной стороны — это большая головная боль для крайне недружественного нам МОК. С другой — после допинговых скандалов с участием нашей страны поддержка проекта с явным уклоном в запрещенку будет выглядеть очень показательно. И негативный пиар-эффект может перекрыть эмоции от участия в международных стартах без дурацких ограничений. Хотя опять же, как бы мы не «прогибались», все равно окажемся виновными. Опять будут вопить о «руке Кремля», об «агентах Путина», «кознях Москвы».
В общем, поводов для дискуссий и размышлений много. Благо время для них есть. Декабрь 2024 года для подобного проекта — слишком оптимистическая дата. В реальности, наверное, раньше 2025 года ждать первых Enhanced Games не стоит. Тем более это будет логично. Привлечь можно будет действительно сильнейших атлетов в этой пятерке видов спорта. А до следующих игр времени навалом, и тут МОК будет трудно наказывать «бунтарей».